© Тишкова Алла Александровна. При использовании данных материалов ссылка на автора является обязательной!

среда, 2 ноября 2016 г.

Управление инновационным развитием учреждения дополнительного образования


Материалы  семинара  «Управление инновационным развитием учреждения дополнительного образования» включают в себя  план проведения семинара (легко адаптируемый к учреждению любого типа), презентационные материалы к 3-му вопросу семинара,  материалы  для организации практической работы (таблица 1), материалы анкеты для проведения предварительной диагностики качественных характеристик инновационного потенциала педагогов, анкету для изучения удовлетворенности семинаром его участников.

План семинара «Управление инновационным развитием учреждения дополнительного образования».
Дата проведения              09.04.2015  нач. 10.00
База проведения              ___________________
Целевая аудитория      заместители директора  по учебно-воспитательной, научно-методической, организационно-массовой работе учреждений дополнительного образования г.Оренбурга.
Цель: развитие управленческих компетенций в области инновационного развития учреждения.
Задачи:
1.     Расширение представлений в области содержательных характеристик  и технологии организации инновационной деятельности учреждения.
2.     Развитие управленческих (прогностических и рефлексивных) умений и мотивационно-ценностного компонента готовности к инновационной управленческой деятельности.
3.     Позиционирование опыта инновационного развития УЧРЕЖДЕНИЯ.

Содержание:
● Понятия: «новация», «инновация», «инновационная среда».
●Актуальность и качественные характеристики инновационной деятельности учреждения.
●Стратегии, модели, стадии инновационного развития учреждения.
●Ресурсы инновационного развития учреждения.
●Технология управления инновационной деятельностью учреждения.
●Управленческие компетенции в области инновационной деятельности.
●Инновационный потенциал педагогов.
Порядок проведения:
●прояснение ожиданий участников семинара;
●информационный блок;
●групповая работа;
●обратная связь.
Форма работы:              оргдеятельностный семинар.
выставка:
-наградные документы;
-методические материалы, периодическая печать;
-программы-победители городского и областного конкурсов;
-портфолио учреждения, педагога, учащегося.



Информационный блок  включает в себя  следующие вопросы:
1.     Создание инновационной образовательной среды. Стратегии инновационного развития. -20 мин.
2.     Результаты инновационного развития УЧРЕЖДЕНИЯ– 20 мин.
3.     Технология управления инновационным развитием учреждения. – 50 мин.
                               


Пояснения:
1.     Ожидания от семинара проговариваются и выносятся на слайд.
2.     В конце семинара обязательным является возврат к ожиданиям и уточнение по не проясненным вопросам.
3.     Вопрос 3-й включает в себя практическую работу (Таблица 1.)
























 


1.                Форма работы – групповая (группы могут формироваться по интересам или по профессиональным признакам).
2.                Для обсуждения используются бланки (таблица 1). Бланки содержат графы: направления инновационной деятельности, цель (зачем эта инновация), проблема (с какими проблемами столкнется учреждение, при введении данной инновации), инновация (как описание конкретной инновации в рамках данного направления деятельности), обязательным является обозначение ресурсов и этапов внедрения инновации.
*Перечень направлений для внесения инноваций является примерным.
3.                Время для обсуждения в группах -  20 минут.
*Допускается работа групп по одному из направлений, представленных в таблице или самостоятельно определенных (в зависимости от уровня подготовленности участников делового обсуждения). В случае возможных (предполагаемых )затруднений,  ведущий может сам распределить  проблемные задания между группами.
4.                Завершающий этап – групповое обсуждение  (презентация своей программы введения инноваций.)



1.            Какие изменения инновационного характера произошли в Вашей организации?
2.            Какие сферы, области функционирования образовательной организации затронули эти изменения?
3.            Какой  характер носят эти изменения (локальный, структурный, системный)?
4.            Кто инициатор этих изменений?
5.            Как происходят изменения в вашей организации: они случайны
        или имеют какую-то логическую структуру?
5.    Как люди в вашей организации обычно реагируют на изменения?
6.  Какое обучение необходимо, чтобы принять изменения и успешно адаптироваться?
7.    Что в вашей организации (для администрации, руководителей среднего звена, педагогов) играет роль стимула для изменений?
8.   Не происходит ли в вашей организации слишком много изменений за слишком короткое время? Приведите примеры изменений.
9.    Почему  произошли  изменения  в  образовательном  процессе  или,
        наоборот, почему не произошли планируемые изменения?
10. Оцените возможности  (потенциал) вашей организации в вопросах организации инновационной деятельности. (по 5-ти балльной шкале: 5б. –высокий уровень, 4б- выше среднего, 3б. – средний уровень, 1-2 б.- низкий уровень). Почему вы так думаете? 
                                    

 
                        
 1.            Представьте себе «идеальную» образовательную организацию Вашего профиля. Опишите ее.
2.            Найдите метафорический образ, который в наибольшей степени совпадает с Вашим представлением об «идеальной» организации.  Почему именно такая метафора выбрана (укажите 3 аргумента).
3.            Определите состав) участников инновационного проекта, его цель и задачи, содержание, масштаб и допустимые сроки реализации.
4.            Выделите круг основных участников внедрения инновации (кто? сколько человек?активные и пассивные  участники?).
5.            Выделите  проблемы в ресурсном обеспечении (кадровое, материально-техническое, финансовое, информационное) и других составляющих инновационного процесса.
6.            Требуется ли для введения инноваций  изменение штатного расписания?
7.            Какая информация (теоретическая, методическая, диагностическая) необходима для реализации инновационного процесса?
8.            Потребуется ли научное обеспечение программы? Кто будет обе    спечивать научное консультирование?
9.            Какие материальные, финансовые  ресурсы  потребуются  для  выполнения  инновационного проекта? Каковы их источники? (бюджетные, внебюджетные средства).
10.       Какие источники могут быть использованы для привлечений внебюджетных средств? (платные услуги, спонсорская помощь, гранты и др.).
                                                                                                                                                                    таблица 1.
                           Основные параметры и содержание инновационной деятельности
Направление
Цель  или содержание
проблема
            инновации
ресурсы
участники
Этапы
внедрения
Содержание

Технологии, методы, формы
1.Инклюзивное обучение
1.Разработка адаптивных стратегий для включения «особого» ребенка в совместную деятельность






2.Образовательные услуги и организация образовательного процесса
1.Новые профили/или интегративные курсы,
методы и технологии обучения,
2.Организация занятий (например,  метод проектов),
3.Формы обучения (дистанционные, семейное,  домашнее).






3.Развитие воспитатель
ной системы
1.Работа с семьей (создание детско-родительских объединений, семейных клубов и т.д.);
2.Разработка подпрограмм воспитательной работы.
3.Работа с трудными детьми.






4.Оценка образовательных результатов
Системный мониторинг:
Параметры, организация, система контроля и учета данных, его опитмальность.






5.Управление, его организация
и качество
1.Новые системы документооборота
2.Структура управления
3.Система стимулирования
(гранты, ваучеры)
4.Маркетинговые исследования в практике
5. Создание программы инновационной деятельности






6.Контроль, организация, содержание, качество
1.                Усиление связи между контролем и  обучением.
2.               Формы контроля.






7.Сетевое взаимодействие
Создание единого коммуникационного пространства (сервис для планирования совместной работы)






8.Развитие  профессиональной компетентности педагогов
Методы, формы
(кейсы, балинтовские группы, обучение в рамках взаимодействия с другими учреждениями)






9.Развитие организационной культуры учреждения.
Формы и методы развития корпоративной культуры.







ОЦЕНКА УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ЦДТ
Ответьте на вопросы анкеты. Ваше мнение будет учтено при планировании научно-методической работы  и при введении инноваций в образовательный процесс.

1.     Какие, на Ваш взгляд, изменения нужны в Вашей образовательной деятельности?
в содержании ____________________________________________________________________
              _________________________________________________________________________________
в технологии, методике_____________________________________________________________
               _________________________________________________________________________________
       2.    Чувствуете ли Вы себя готовыми к освоению новшеств:
А) в содержании обучения __________________________________________________________
Б) в технологии обучения ___________________________________________________________
(Полностью готовы, достаточно подготовлены, частично готовы, не готовы- нужное внесите в строку для ответов).

3.    Что нового вы изучили за этот год:
А) в области  технологии преподавания своего предмета______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Б) в области использования новых методик, приемов обучения_________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) в области содержания преподаваемого предмета___________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.     Что нового вы внедрили в практику своей работы за этот год:_________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.     Что планируете внедрить  в практику своей профессиональной деятельности:___________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что является для Вас препятствием в освоении и разработке новшеств? Выберите 3 наиболее значимых для Вас препятствия и подчеркните их или пометьте «галочкой»:
- Отсутствие времени.
- Отсутствие обоснованной стратегии развития ЦДТ.
- Отсутствие помощи.
- Отсутствие лидеров, новаторов в отделе.
- Разногласия, конфликты в коллективе.
- Отсутствие необходимых теоретических знаний.
- Слабая информированность о нововведениях в образовании.
- Отсутствие или недостаточное развитие исследовательских умений.
- Отсутствие стимулирования.

7. К какой группе педагогов, на Ваш взгляд, Вы относитесь? Поставьте «галочку» напротив выбранной группы.

Группы.
Предпочитаемый выбор.
Группа А. Вы поглощены новшествами, постоянно ими интересуетесь, всегда воспринимаете их первыми, смело внедряете, идете на риск.

Группа В. Вы интересуетесь новшествами, но не внедряете их вслепую, рассчитываете целесообразность нововведения. Считаете, что новшества следует внедрять сразу после того, как их успешно опробовали в условиях, близких к вашим.

Группа С. Вы воспринимаете новшества умеренно. Не стремитесь быть среди первых, но и не хотите быть среди последних. Как только новое будет воспринято большей частью вашего педагогического коллектива, воспримите его и вы.

Группа D. Вы больше сомневаетесь, чем верите в новое. Отдаете предпочтение старому. Воспринимаете новое только тогда, когда его воспринимает большинство учебных учреждений и педагогов.

Группа Е. Вы последним осваиваете новшества. Сомневаетесь в новаторах и инициаторах нововведений.

Анкета для изучения эффективности семинара.
Учреждение __________________должность__________________________
Оцените, пожалуйста, эффективность семинара по 5- бальной шкале:
5 баллов  - высокий уровень
4 балла – выше среднего уровня
3 балла – средний уровень
1-2 балла – низкий уровень
1)                Актуальность заявленной темы для Вас ___________________________
2)                Актуальность заявленной темы для Вашего учреждения_____________
3)                Эффективность предложенной формы работы______________________
4)                Полнота освещения заявленной темы_____________________________
5)                Практическая значимость предложенной информации_______________
6)                Организация семинара__________________________________________
7)                Общая результативность семинара_______________________________
8)Предложения и комментарии________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий