© Тишкова Алла Александровна. При использовании данных материалов ссылка на автора является обязательной!

среда, 24 января 2018 г.

Материалы для разработки и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в рамках проекта «Мое Оренбуржье»


Аннотация: методические материалы предназначены педагогам дополнительного образования, принимающим участие в реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, направленных на развитие гражданской идентичности и патриотическое воспитание. Предлагаемые методические материалы содержат описание содержательных основ краеведческих программ.

Введение

Актуальность разработки и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ краеведческого содержания обусловлена их направленностью на решение задач гражданско-патриотического воспитания. Идея духовно-нравственного и гражданского воспитания, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Данная задача находит свое отражение в стратегических документах, определяющих развитие системы образования на современном этапе: Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (2015 г.), Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России (2009 г.). Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (2016 г).
Духовно - нравственное воспитание предполагает формирование у учащихся нравственных качеств, идеалов и убеждений, личностной позиции, усвоение национальных и гражданских ценностей.
Воспитание гражданственности предполагает формирование знаний о своей малой Родине, знаний по истории своей страны, её символики, воспитание у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества, формирование патриотизма, осознанного чувства принадлежности к истории своей страны и чувства гордости за свою страну, национальной и гражданской идентичности (гражданское сознание).
Процессы нравственного и гражданского воспитания в содержательном и организационном плане неразрывны в рамках реализации образовательного процесса и нацелены на то, чтобы помочь учащимся в гражданском становлении, в адаптации в многоконфессиональном и многонациональном сообществе, в становлении как активного, самостоятельного гражданина, любящего свой родной край, свою родную землю, реализующего в жизни установки и ценности гражданского общества.
Становление гражданского сознания идёт постепенно в процессе накоплений знаний, представлений об окружающем мире, отношений к нему. Основу гражданского сознания составляют: когнитивный компонент (знание истории своей страны, малой родины), мотивационно-смысловой компонент, включающий в себя ценностное отношение к своей стране, любовь к Родине, бережное отношение к её историческому и культурному наследию, уважение к культуре и традициям народов России, и поведенческий (действенный) компонент, проявляющийся в конкретных поступках.
Формирование гражданского сознания начинается с воспитания любви к малой родине. Усвоение представлений о Родине/малой родине, ценностных установок в дошкольном и младшем школьном возрасте идёт на уровне присвоения транслируемой педагогом информации (беседы, рассказы, презентации и т.п.). В подростковом и юношеском возрасте формальное усвоение сменяется осознанным отношением, ценностные ориентиры находят свое отражение в действенном компоненте. Необходимость снятия противоречия между формальным уровнем усвоения знаний по истории малой родины и присвоением их на ценностном уровне требуют поиска и внедрения развивающих технологий в работу с учащимися.
Перевод во внутренний план (принятие ценностей и установок) информации возможен только в случае организации такой практической деятельности учащихся, которая одновременно актуализирует мотивацию к изучению определенной информации, оказывает сильное воздействие на эмоциональную сферу и помогает перевести полученные знания в практическую плоскость.
Практико-ориентированные формы работы с учащимися (проектная, исследовательская деятельность, активные методы обучения) обеспечивают возможность сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем, оформленных в виде некоего конечного продукта, развитие самостоятельности, активности, познавательных процессов, развивают компоненты учебной деятельности и создают базу для развития метапредметных умений.
Нормативной основой для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ выступают документы федерального и регионального уровней:
1. Закон РФ «Об образовании в РФ» (№ 273 - ФЗ от 29 декабря 2012 г.);
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
3. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы». Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012г. №2148-р.
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г.
5. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2013г. № ИР – 352/09
6. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.).
7. Концепция развития дополнительного образования детей (2014 г.)
8. Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования в Оренбургской области на 2014-2020 годы №553-пп от 28.06.2013г.
9. Региональная программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области (2014 г)

Классификационные характеристики дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, реализуемой в рамках проекта «Мое Оренбуржье»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее Программа) как нормативный документ определяет цель, задачи, объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогические условия реализации Программы (кадровые, материально-технические, информационные ресурсы, оценочные средства) в соответствии с социальным заказом.
Структура Программы должна соответствовать требованиям методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (2015 г.).
Содержание Программы должно включать в себя: описание учебного плана, с указанием на аудиторную и внеаудиторную нагрузку, форм контроля по разделам, описание разделов Программы (цель, задачи, теоретический материал, практические умения), учебно-тематические планы на каждый год обучения (перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий), описание содержания учебно-тематического плана (с разбивкой на теорию, практику).
По направленности программы подобного содержания относятся к социально-педагогическим.
Краеведческая Программа по содержанию может носить комплексный характер (например, «Мой Оренбург» или «Я - оренбуржец»), модульный (например, модуль «Историческое Оренбуржье», «Литературное Оренбуржье», «Географическое Оренбуржье»), интегрированный (содержание объединяет в себе различные направления изучения, например, «Экологические истории Оренбургского края»).
В зависимости от возраста учащихся, осваивающих программу, уровня ее сложности, длительности реализации Программа может реализовываться на одном уровне (стартовый или ознакомительный, базовый, продвинутый) или нескольких (например, базовый и продвинутый).
При реализации Программы может применяться сетевая, дистанционная, модульная, групповая и индивидуальная форма организации образовательной деятельности учащихся (ФЗ -№27№3, гл. 2, ст. 13, п. 1; п.3; гл. 2, ст. 15).

Содержательные основы Программы

В качестве основных принципов организации содержания Программы и ее реализации выступают:
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • принцип дифференциации содержания Программы для обеспечения доступности ее содержания для учащихся;
  • принцип организации диалогического взаимодействия педагога и учащегося;
  • принцип научности содержания Программы и ориентации ее на зону ближайшего развития учащегося;
  • принцип систематичности и последовательности освоения Программы;
  • Принцип ориентации на формирование системы знаний и метапредметных умений.
По целевому компоненту содержание Программы ориентировано на:
- формирование и развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся;
- духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание учащихся;
- развитие коммуникативных, социально - значимых, личностных качеств учащихся.
Целевой компонент Программы конкретизируется с учетом ее тематического содержания.
Пример 1. Цель и задачи исторического краеведения:
Цель: формирование гражданско-патриотических ценностей и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.
Задачи:
Обучающие
- расширение представлений учащихся об историческом прошлом и настоящем малой родины;
- формирование у обучающихся знаний по истории родного края, формирование целостного представления о месте и роли Оренбуржья в истории России;
- развитие исследовательских умений.
Воспитательные
- формирование эмоционально-ценностного отношения к истории родного края;
-формирование чувства причастности своей семьи к истории малой родины;
-формирование основ гражданского сознания и патриотизма;
-развитие социально значимых личностных качеств (личностная активность, ответственность, этические нормы, толерантность).
Развивающие - развитие познавательной мотивации;
-развитие метапредметных умений (умений оценивать результаты своей деятельности, вступать во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, умение работать с различными источниками информации);
-развитие качеств мышления (системность), мыслительных операций (сравнение, анализ) и исторического мышления.
Пример 2. Цель и задачи курса «Географическое Оренбуржье»
- сформировать у учащихся целостную картину окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности;
- сформировать целостную картину мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления учащимся личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями краеведения;
- сформировать первоначальные краеведческие знания об особенностях природы родного края;
- воспитать любовь к своему городу, своему региону, своей стране;
-воспитать ценностное отношение к природному наследию своего региона.

Примерные темы краеведческой программы

«Историческое краеведение»
1. Откуда пошла Оренбургская губерния. История освоения Оренбургского края. Исследователи края. (П.И. Рычков; П.С. Паллас; Ф.Н. Мильков). Основание Оренбурга.Заселение Оренбургской губернии.
2. Оренбург- столица края. Символика Оренбургского края и г.Оренбурга. Неофициальные символы Оренбуржья.
3. «Достопримечательности г. Оренбурга и области» (Оренбургский пуховый платок, природный газ, хлеб, молочные изделия и. т. д.).
4. Оренбург- казачий край.
5. Оренбуржье в года Великой Отечественной войны.
6. Моя малая родина (мой город, мой микрорайон, моя улица).
7. «Многонациональное Оренбуржье»: национальные традиции, костюмы (экскурсия в национальную деревню).
8. Я – оренбуржец и этим горжусь. Люди Оренбуржья.
Перечень примерных тем проектов и исследовательских работ:
1. История моей семьи
2. Топонимические названия г.Оренбурга
3. Живая легенда
4. Культурные традиции народов Оренбуржья
5. Любимые места моего города (например, фотопроект, виртуальная экскурсия).
6. Родословная моей семьи.
7. История моей школы, улицы.
8. Народные промыслы Оренбуржья.
9. Национальные танцы, песни, сказки народов Оренбуржья.
10. Национальный костюм.
11. Наши семейные традиции.
Экскурсии:
1.«Улица вела к храму…» (Экскурсия по улице Советской (Николаевской);
2.Обзорная экскурсия «Оренбург в трех веках» (Экскурсия по улицам исторического центра города);
3. «Оренбург-Фронту» (Экскурсия в выставочный комплекс «Салют, Победа!);
4. «Архитектурное наследие» (Экскурсия по улицам исторического центра города: архитектурные постройки 19века).
Разделы программы «Литературное Оренбуржье»
1. Оренбуржье литературное.
2. Сказки оренбургских писателей.
3. В.И. Даль- собиратель слов.
4. Пушкин и Оренбуржье.
5. Великие писатели и Оренбуржье (Л.Н.Толстой, Т.Г.Шевченко и др.)
6. Природа в произведениях оренбургских писателей.
7. Произведения оренбургских авторов о войне.
8. Поэтическое Оренбуржье.
9. Гостиный двор. Оренбургская организация Союза писателей России.
Перечень примерных тем проектов и исследовательских работ:
1. Песня меня научила свободе, песня борцом умереть мне велит (о Мусе Джалиле)
2. Сказки/песни моей бабушки (проект)
3. Фольклор Оренбуржья..
Экскурсии:
1."Жизнь его песней звучала в народе…» (Экскурсия посвящается жизненному пути и творчеству М. Джалиля в городе Оренбурге)
2. "Украинский поэт Т.Г.Шевченко в Оренбурге»;
3. «Пушкин в Оренбурге»;
4. Пугачевские и Пушкинские места;
5. Пушкин и Даль;
6. Шевченко в Оренбурге;
7. Муса Джалиль в Оренбурге;
8. М.Ростропович в Оренбурге.
Разделы программы «Географическое краеведение»
1. Мой край Оренбургский: Оренбургская область на карте. Город Оренбург на карте региона. Твоя школа на карте города.
2. Природные зоны области и их границы.
3. Топонимика названий Оренбургских селений, географических мест.
4. Города Оренбургской области.
5. Полезные ископаемые Оренбургской области. Минеральные богатства Оренбургской области. Горные породы и минералы на улицах г.Оренбурга.
6. Гидросфера Оренбуржья. Воды суши региона. Урал – главная артерия области. Меры по охране вод. (Опасные природные явления и правила поведения в экстремальных ситуациях).
7. Времена года в Оренбурге. Работа с метеорологическими приборами. Наблюдение за погодой. Описание погоды.
8. Население области. Народы, населяющие область. Традиции, обычаи, народные праздники, костюмы, кухня.
9. Природное наследие любимого края. Природные заповедники Оренбуржья.
10. Экологические проблемы реки Урал и г.Оренбурга.
Перечень примерных тем проектов и исследовательских работ:
- Проблемы охраны и восстановления природных памятников Оренбуржья
- Реки Оренбуржья (реки: Урал, Сакмара, Губерля, Илек, Орь, Большой Ик, Янгиз; озера: Развал, Светлинские, Косколь; водохранилища: Ириклинское, Кумакское, Сорочинское; Каргалинские рудники).
-Климатические особенности Оренбуржья.
- Сохраним природу края» (Степной заповедник Оренбуржья)
- Памятники природы области.
Экскурсии:
1.Палеонтологические объекты горы Маяк;
2. «К берегам Сакмары быстрой»;
3. « Из Европы в Азию» (Экскурсия к памятной стеле «Европа-Азия»);
4. « Аллеи парка рассказывают…» (экскурсия в Зауральную рощу).
Разделы программы «Биологическое краеведение»
1. Биоразнообразие животного мира Оренбуржья.
2. Флора Оренбуржья. Сезонные изменения в жизни растений.
3. Фауна Оренбургских степей. Промысловые и опасные животные Оренбургской области. Правила поведения в природе.
4. Красная книга нашей области. Редкие и исчезающие виды растений.
5. Система охраны природы. Виды охраняемых территорий.
6. Юные исследователи природы. Методы исследовательской работы.
Перечень примерных тем проектов и исследовательских работ:
- Растительный мир Оренбургского края.
-Лекарственные растения области и их применение.
- Проблемы охраны и восстановления численности и разнообразия животного мира.
Экскурсии:
1. «Парковые зоны города Оренбурга». (Экскурсии в парк им.Перовского, им.50-летия СССР, парк «Тополя», Зауральную рощу);
2. Экскурсия в теплицу п.Кушкуль;
3. Экскурсия в плодово-ягодный питомник п.Весенний;
4. Экскурсия на мусороперерабатывающий завод г.Оренбурга.
Технологии, виды, формы и методы обучения
В основе всех технологий лежит системно-деятельностный подход.
Основные технологии (элементы), используемые при изучении курса:
- Информационно-коммуникационные - осуществляют индивидуализацию обучения, расширяют картину мира учащегося, активизируют познавательную деятельность.
- Проблемно-поисковые технологии используются для решения нестандартных задач нестандартными методами.
- Проектная деятельность- обеспечивает развитие самостоятельности мышления.
- Технологии развивающего обучения обеспечивают формирование метапредметных умений;
- Здоровьесберегающие технологии - направлены на формирование ценностей здорового образа жизни, охрану и укрепления физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.
- Игровые технологии- активизируют и интенсифицируют деятельность обучающихся. Они выполняют следующие функции: коммуникативную, самореализации, социализации, коррекции.
Виды и формы работы: беседа, практическое занятие, исследовательская деятельность, экскурсия, презентация, индивидуальная, парная, групповая работа, самостоятельная работа.
Приложение 1.

Список литературы

Нормативно – правовые документы

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kdm44.ru/pages/patriotpr-2016-2020.html
// Вестник образования России. – 2016. – №3. – С. 10-26.
2. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы». Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012г. №2148-р // Вестник образования России. – 2012. – №24. – С. 16-17.
3. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Бюллетень. Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодежи. – 2009. – №6. – С. 26-32
4. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов: утв. Президентом РФ от 30.04.2012г. // Вестник образования России. – 2012. – №10. – С. 29-34.
5. Концепция развития дополнительного образования детей //Дополнительное образование и воспитание. – 2014. – №6. – С. 3-10 // Библиотечка для УДОд. – 2014. – №5. –119с.
6. Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования в Оренбургской области на 2014-2020 годы №553-пп от 28.06.2013г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.klerk.ru/doc/329301/#&panel1-1&panel2-1
7. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2013г. № ИР – 352/09 // Вестник образования России. – 2013. – №12. – С. 28-35.
8. Региональная программа развития воспитательной компоненты в
общеобразовательных организациях Оренбургской области/ авт. кол. И. И. Буева, А. Н. Моисеева, Ю. А. Скляренко; рук. проекта Г. И. Сафонова; М. Н. Крухмалева. – Оренбург: ООДТДМ, 2014. – 68 с.
9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. №996-р. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://programs.gov.ru/Portal/ //Нормативные документы ОУ. – 2015. – №8. – С. 7-20.
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012г.№ 273 – ФЗ // Вестник образования России. – 2013. – №3-4.

Список литературы для педагогов

1. Абрамовский, А. П., Кобзов, В. С. Оренбургское казачье войско в трех веках / А. П. Абрамовский, В. С. Кобзов. Челябинск: Челябинское кн. изд-во,1999. – 386 с
2. Амелин, В. В. Многонациональное Оренбуржье / В. В. Амелин. Оренбург, 2000.
3. Анлякова, А.В. 100 вопросов и ответов об Оренбурге /А.В.Анлякова. – Оренбург: издательство ОДБ, 2001. – 26с.
4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / под ред. А.Г.Асмолова, Г.В.Бурменской, И.А. Володарской. – М.:Просвещение, 2011. –150с. – (Стандарты второго поколения).
5. Географический атлас Оренбургской области /Под ред. А.А.Чибилева. Оренб. кн. изд-во - изд-во ДИК. М., 1999.
6. Десятков, Г. М. Легенды старого Оренбурга / Г. М. Десятков. Калуга: Золотая аллея, 1994. – 256 с.
7. Дорофеев, В. В. Город на Яике / В. В. Дорофеев. Оренбург: Оренбургское кн. изд-во, 1993. – 64 с
8. Дорофеев, В. В. Над Уралом-рекой / В. В. Дорофеев. Челябинск: Оренбургское кн. изд-во, 1988. – 128 с.
9. Зенов, А.З. Формы и методы работы краеведческого музея / А.З. Зенов // Педагогический информационно-справочный вестник Оренбуржья. – Оренбург, 1995. – № 25. – С. 117.
10. Злобин, Ю.П, Поляков, А.Н. История Оренбургская / Ю.П.Злобин, А.Н. Поляков. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ: в 2 ч. Часть 1: С древнейших времен до 1920 года». –Оренбург: Оренб. лит. агентство «ОРЛИТ-А», 2008. - 224 с.
11. Изучаем родной край: программа дополнительного образования детей для обучающихся 1-4 классов // Методист. – 2012. – №1. – 31с.
12. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
13. Лабузов,В.А., Футорянский Л.И. История Оренбургска. /В.А.Лабузов, Л.И.Футорянский. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ: в 2 ч. Часть 2: Попытка построения социализма. Переход к рыночной экономике. 1920-е годы - конец XX века». – Оренбург: Оренб. лит. агентство «ОРЛИТ-А», 2008. - 196 с.
14. Матвиевский, П. Е. Очерки истории Оренбургского края XVIII — XIX веков / П. Е. Матвиевский. Оренбург: изд-во «Оренбургская книга», 2005. – 376с.
15. Моргунова, Н. Л. Археология Оренбуржья / Н. Л. Моргунова. Оренбург: Оренбургское кн. изд-во, 2004. – 288 с
16. Новиков, А. Л. Учебно-познавательные игры с элементами топографии: учебное пособие /А.Л. Новиков. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002. – 87 с.
17. Оренбургская биографическая энциклопедия. Оренбург: Оренбургское кн.изд-во; М. изд-во «Русская книга», 2000. – 336 с
18. Основы экскурсоведения: учебное пособие / Под ред. Б.В. Емельянова. – М., 1985.
19. Прокофьева, А. Г. Оренбургский край в русской литературе: программа регионального компонента литературного образования учащихся V-XI классов общеобразовательных школ / А.Г. Прокофьева. – Оренбург: ООиПКРО, 1998. – 256с.
20. Савельзон , В. Л. Оренбургская история в лицах: 50 портретов на фоне эпохи / В. Л. Савельзон. Оренбург: изд-во «Южный Урал», 2000. – 320 с.
21. Савельзон В. Л. Пушкин и Оренбуржье. Над страницами «Капитанской дочки» и «Истории Пугачева» / В. Л. Савельзон. Оренбург: Оренбургское кн.изд-во, 1998. – 352 с
22. Сафонов, Д.А. История Оренбургского края / Д.А.Сафонов. – Оренбург: из-во ОГПУ, 2006. – 269 с.
23. Семенов, В.Г., Семенова, В.П. Губернаторы Оренбургского края/ В.Г.Семенов, В.П. Семенова. –Оренбург, 1999. –247 с.
24. Семенов В.Г. О подвигах русских казаков // История и культура славян Южного Урала / Под ред. А.В. Федоровой. -Оренбург, 1995. - С.11-14.
25. Федорова,А.В. «Край Оренбургский: люди, события, факты»/ А.В.Федорова . – Оренбург, 1999. –367 с.
26. Федорова, А.В. Оренбург в годы Великой Отечественной войны /А.В. Федорова. – Оренбург: книжное изд-во, 1995. – 211с.
27. Футорянский, Л.И. История Оренбуржья / Л.И.Футорянский. – Оренбург: Оренбургское кн. изд-во, 1996. – 351с.
28. Храмов, И.В. Оренбург /И.В.Храмов, 2-е изд. перераб. и доп. –Оренбург, ООО «Оренбургское книжное издательство», 2011. – 256 с.
29. Чибилев А.А. Петрищев В.П. География Оренбургской области. Природа./ А.А. Чибилев, В.П. Петрищев. Оренбург,2000 – 399 с.
30. Чибилев, А.А., Мусихин, Г.Д., Петрищев, В.П. и др. Геологические памятники природы Оренбургской области. – Оренбург, 2000. – 351с.
31.

Список литературы для учащихся

1. Аксаков, С.Т. Аленький цветочек / С.Т. Аксаков. – Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во,1999. – 30с.
2. Глинский, Б. Экология Оренбуржья / Б. Глинский // Южный Урал. –2003. – 16 июля. – С.8
3. Головко, В.К. По рекам Урала / В.К. Головко. – Екатеринбург: Средне-Уральское кн. изд-во,1973. – 169с.
4. Гостиный двор : лит. - худож. и обществ. - полит. альманах / авт. проект И. А. Бехтерев ; гл. ред. Н. Ю. Кожевникова. – Оренбург: ИПК Южный Урал, 1995. – № 22. – 234с.
5. Гостиный двор : лит.- худож. и обществ. - полит. альманах / гл. ред. И.А. Бехтерев. – Калуга: Золотая аллея, 1995 . – №3. – 240с.
6. Жданов, С. Жемчужина бассейна реки Урала / Жданов С. // Оренбургский край. – 2007. – № 3. – С. 46-48.
7. Книга-альбом Планета целина. Оренбург ООО «Оренбургский край» 2004.
8. Корсунов Н.Ф.. Сборник лучших детских сочинений «По тебе, Яик, слава добрая» / Н.Ф. Корсунов. – Оренбургское книжное издательство, 1999.
9. «Красная книга Оренбургской области» Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1998 г.
10. Лазукин, А.. Документы воспоминания «Гагарин в Оренбурге». Южно-уральское книжное издательство 1975 г.
11. Прусс, А.. Рассказы по истории Оренбуржья. Оренбург, 2003.
12. Прусс, А. «Пройди по старому городу...» Этюды о декоративно-прикладном народном архитектурном творчестве Оренбуржья /А.Прусс. ООО «Оренбургская губерния», 2001. –280 с.
13. Синельников В.Г.. «Знакомьтесь, Оренбуржье». Южно-уральское книжное издательство- 1970 г.
14. Смольников И. «Путешествие А.С.Пушкина в Оренбургский край». М.: «Мысль». 1991.
15. Струздюмов, Н. Оренбургский платок. Оренбургские казаки / Н. Струздюмов. – Оренбург: Печатный дом «Димур», 2007. – 128 с.
16. Уткин, Б.Т.. Краткий библиографический словарь «Урал литературный». Южно-уральское книжное издательство 1988.
17. Уханов, И. «Оренбургский платок». М.: Советская Россия. 1976.
18. Хоментовский , А.С. Преобразуем родной край / А.С. Хоментовский. – Челябинск : Южн. - Урал. кн. изд-во, 1981. – 156с.
19. Чибилев, А.А. Река Урал : историко-геогр. и эколог. очерки о бассейне реки Урала / А.А. Чибилев. – Л. : Гидрометеоиздат, 1987. –166с., цв. ил.: карты. - (Реки и озера нашей Родины).
20. Чибилев, А.А. Редкие виды рыб Оренбургской области и их охрана: материалы для Красной книги Оренбургской области ; РАН, Уральское отделение, Ин-т экологии растений и животных, Орен. отдел степного природопользования, Орен. обл. комитет экологии и природных ресурсов, Орен. филиал рус. геогр. общ-ва / А.А. Чибилев. – Екатеринбург: Наука, 1993. – 32 с.: табл., карты. – (Красная книга Оренбургской области).
21. Чибилев, А.А.. «Геологические памятники природы Оренбургской области». Оренбургское книжное издательство - 2000.
22. Чибилев, А.А. В глубь степей. Очерки об естествоиспытателях Оренбургского края / А.А. Чибилев. - Екатеринбург : УИФ "Наука", 1993.
23. Чибилев, А.А. Энциклопедия «Оренбуржье». Т.1. Природа. Калуга: Золотая аллея, 2000.

Интернет ресурсы

4. kraeved.opck.org/biblioteka/kraevedenie/index.php
5. orendomlit.ru/literatura-orenburzhya
6. orenobl.ru/history.php
9. Оренбургские писатели – краеведы /сайт История Оренбуржья
http://kraeved.opck.org/biblioteka
10. Сайт «Оренбургская область», раздел «Стихи оренбургских поэтов про
Оренбуржье» (http://www.orenobl.ru)
Географическое краеведение
14. .http://www.profic.ru/Orenburg
16. http://www.smart.ru:8100/yp/orenburg
17. http://www.orenburg.ru/admin/
18. http://www.aris.ru/INFO/STAT/REG/orenburg.html
Приложение 2.

Краткое содержание программы «Я-оренбуржец»

Пояснительная записка
Программа «Я-оренбуржец» направлена на развитие у детей интереса к истории своей малой родины, истории своей семьи.
Содержание программы призвано помочь младшим школьникам осознать что понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и место, где ты родился и рос, где находятся могилы твоих предков, где ты познал первые радости и неудачи.
По сроку реализации программа рассчитана на 1 год, по форме организации содержания программа является комплексной, по уровню реализации предназначена для учащихся 2-х классов начальной школы, по цели обучения – познавательной.
В содержании представлены в логической последовательности материалы от начала освоения и заселения Оренбургского края до наших дней. В отличие от программы школьного курса «Окружающий мир», программа «Я – оренбуржец» предполагает расширенное и углубленное изучение причин и особенностей возникновения и строительства города, заселения края; особенностей растительного и животного мира во взаимосвязи с погодой и климатом. Обучающиеся получат знания об известных людях, живших и бывавших в нашем крае, героях войны и труда, космонавтах, деятелях культуры.

Цель и задачи Программы

Цель: Формирование основ краеведческих знаний и гражданско-патриотических позиций у детей младшего школьного возраста .
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать гражданскую позицию: бережное отношение к памятникам истории, культуры, природы;
- воспитывать ценностное отношение к истории своей страны и малой Родины, гордость за свой край;
- приобщить учащихся к историческому, социальному опыту, традициям и ценностям малой родины; своей семьи и окружения.
. Обучающие:
- пробудить интерес к занятиям по краеведению;
-дать знания о своем крае, малой родине как об уникальной, культурной, самобытной и богатой части огромной страны России;
- научить использовать полученные знания в жизненных ситуациях и делиться ими, обеспечивая тем самым духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
Развивающие:
- развивать познавательную активность;
- сформировать элементарные навыки научно-исследовательской деятельности;
- развивать способности к саморазвитию и осмысленному присвоению положительных навыков социального поведения.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Личностные результаты:
-ценностное отношение к познанию;
- проявляет устойчивый интерес к занятиям в т/объединении;
- выполняет творческие задания;
- считается с мнением и интересами сверстников, помогает товарищам.
- осознает себя гражданином Оренбуржья и гордится этим;
- положительные нравственные качества (вежливость, экологическая культура, толерантность и др.).
Предметные знания и умения:
- знания по истории возникновения и развития города;
- значительные и интересные факты биографии государственных и общественных деятелей, живших или посещавших край; их вклад в развитие края, его историю и культуру; достопримечательности города и людей, его прославивших;
- знание природных особенностей края (погода, растительный и животный мир);
-знания по истории Оренбургского казачьего войска ( возникновение, особенности уклада и быта казаков);
-элементарные научно-исследовательские умения.
Метапредметные результаты:
Умения:
- планировать свою работу и оценивать результат;
-устанавливать взаимосвязи между историческими, природными явлениями;
- осмысленно читать материал и находить нужную информацию;
- логически строить высказывания, приводить аргументы и доказательства;
- взаимодействовать со сверстниками, педагогом, задавать вопросы по существу;
- планировать учебное сотрудничество на уровне распределения функции и контроля деятельности;
- умение работать самостоятельно и в коллективе.
Разделы программы:
1. Введение в программу «Я- оренбуржец»
2. Историческое прошлое Оренбургского края.
3. Оренбуржье – край благословенный
4. Оренбургское казачество.
5. Многонациональное Оренбуржье.
6. История моей семьи в истории Оренбуржья.
7. Достопримечательности Оренбурга.
8. Гордость Оренбуржья-это люди и их дела.
9. Традиции и культура народов Оренбуржья в календарных и народных праздниках
10. Мы-оренбуржцы.

Содержание дополнительной общеобразовательной программы

Раздел 1. Введение в программу «Я – оренбуржец».

Тема 1. Я – оренбуржец и этим горжусь.
Теория: Цель и задачи программы «Я- оренбуржец», структура программы. Правила безопасности на занятии.
Практика: Игра - викторина «Если знаю - отвечаю».
Тема 2. Краеведение – что это?
Теория: Понятие «краеведение».Правила поведения в музее, на занятиях и в других местах.
Практика: Обзорная экскурсия в краеведческий музей. Рассматривание иллюстраций с изображением старинных вещей и экспозиции музея.
Тема 3. План и карта.
Теория: Виды карт, атлас, глобус и план местности; элементарные знания о масштабе.
Практика: Работа в парах по составлению плана учебного класса;
Тема 4. Карта и как по ней путешествовать.
Теория: Понятие «Легенда карты». Ее назначение. Стороны света на карте, компас; масштаб и его значение; Оренбургская область на карте Оренбургской области и карте России.
Практика: Игра с географической картой « Найди город».
Тема 5. Оренбургская область – часть России.
Теория: Понятия «оренбуржец», «россиянин», «символ», их характеристики. Государственные символы России, их значение и происхождение; отношение к символам государства.
Практика: Конкурс стихов о Родине. Нарисовать герб семьи.
Тема 6. Как я знаю свой край.
Практика: Игра – викторина на проверку и закрепление имеющихся знаний; выявление отсутствия знаний по многим вопросам; формирование интереса к занятиям в творческом объединении, желания узнавать свой край.

Раздел 2. Историческое прошлое Оренбургского края.

Тема 1. Древнейшее прошлое Оренбургского края.
Теория: История заселения края; первые поселенцы, род их деятельности; понятие «кочевники», образ жизни и род их деятельности; необходимость защиты поселений от набегов кочевников. Сарматы, их поселения; особенности хозяйственной деятельности.
Практика: задание «Нарисовать жилище кочевников».
Тема 2. Вещи – свидетели старины. Археология.
Теория: Археология как наука. Археологические находки в нашей области (золото сарматов, Филипповские курганы, Аркаим и тд.); археологические находки – символы Оренбуржья.
Практика: Рассматривание фотографий и зарисовка археологических находок. Посещение музея
Тема 3. Основание г. Оренбурга.
Теория: Причины интереса правителей России к землям на пути в Среднюю Азию и Индию. Иван Кириллович Кирилов-начальник экспедиции (1734 г.). Деятельность Оренбургской экспедиции по включению земель Южного Приуралья и Казахстана в состав Российского государства. Места закладки Оренбурга.
Практика: Работа с картой Оренбургской области.
Тема 4. Причины строительства Оренбурга. Город-крепость.
Теория: Главные причины строительства города – крепости на южных рубежах России .Цепь крепостей по рекам Орь и Яик.
Практика: Работа с картой области: найти реки Орь, Урал, Сакмара, Самара и бывшие крепости Борскую, Бузулукскую, Тоцкую, Сорочинскую, Татищева, Верхнеозерную.
Тема 5. Оренбург – ворота в Азию.
Теория: Причины бурного развития хозяйственной и торговой деятельности в Оренбурге и крае. Купечество. Меновой двор, Караван-сарай – происхождение названий, их современный вид.
Практика: задание «Записать или зарисовать продукты и товары на рынке старого Оренбурга».
Тема 6. Губернаторы Оренбургского края.
Теория: Последователи реформаторской деятельности Петра 1; «Птенец гнезда Петрова» И.И.Неплюев и В.А.Перовский, просвещенные, образованные администраторы и хозяйственники; их окружение и вклад, внесенный ими в развитие Оренбурга и губернии. Памятные места Оренбурга, связанные с их деятельностью.
Практика: Фотовикторина « Исторические места города».
Тема 7. Первые исследователи богатств и истории края.
Теория: «Колумб» истории оренбургской П.И. Рычков. Татищев В.Н.- основоположник исторической науки в России, географ, инженер.
Практика: Викторина «Полезные ископаемые Оренбуржья».
Тема 8. Оренбуржцы в Отечественной войне 1812 года.
Теория: Патриотизм жителей многонационального Оренбургского края в годы войны1812года. Добровольчество. Отражение событий 1812года в литературно-художественном творчестве.
Практика: Настольная игра «Бородино».
Тема9. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.
Теория: Условия жизни простого народа и причины его недовольства; особенности населения края и дополнительный гнет на нерусские народности, устранение привилегий казаков. «Пугачевщина» в произведениях А.С.Пушкина. Переименование реки Яик в Урал.
Практика: Рассматривание иллюстраций о пребывании А.С.Пушкина в Оренбурге, чтение отрывка из повести «Капитанская дочка» с описанием бурана.
Тема 10. А.С.Пушкин и Оренбуржье.
Теория: Дружба А.С.Пушкина с губернатором В.А.Перовским. Встречи А.С.Пушкина с В.И.Далем. Посещение Оренбурга великим поэтом. Музей и памятники А.С.Пушкина в нашем городе.
Практика: Викторина по произведениям А.С.Пушкина.

Раздел 3: «Оренбуржье – край благословенный»

Тема 1. Особенности положения; природа и климат.
Теория: Местоположение области, влияние его на природу края. Степи и лесостепи, пойменные леса.
Практика: Работа с физической картой «Что расскажет легенда карты».
Тема 2. Население и хозяйственная деятельность оренбуржцев. Традиции и современность.
Теория: Взаимосвязь природы и климата региона с особенностями хозяйственной деятельности населения в прошлом; кочевое скотоводство, рыболовство, собирательство; влияние природно-климатических условий на современное хозяйство.
Практика: Игра «Узнай крупу на ощупь».
Тема 3. Земледелие и животноводство в современных условиях.
Теория: Климат, природные условия и современная хозяйственная деятельность жителей края. Козоводство и современное пастбищное животноводство; редкие виды животноводческой деятельности: разведение верблюдов и страусов. «Зона рискованного земледелия». Машины – помощники людей в сельскохозяйственном труде.
Практика: Игра «Назови профессию».
Тема 4. Богатства недр – богатства народа.
Теория: Понятие «недра». Легенда карты полезных ископаемых. Главное богатство – плодородные степные черноземы. Редкие виды полезных ископаемых; уникальность залежей соли.
Практика: Игра с картой «Найди знак».
Тема 5. Промышленное использование недр Оренбуржья.
Теория: Природные богатства, прославившие область – газ, нефть, соль, бурый уголь, медь; природные поделочные камни – яшма, сланцы и др. Промышленные градообразующие предприятия, работающие на этом сырье.
Практика: Знакомство с коллекцией «Минералы Южного Урала» и работа с картой полезных ископаемых.
Тема 6. Города Оренбуржья.
Теория: Старинные и новые города Оренбургской области; исторические причины их возникновения ( добыча полезных ископаемых -Медногорск, Ясный); старые города, бывшие крепости на пути в Самару и Москву – Переволоцк, Сорочинск, Бузулук. Гербы городов, символическое значение их элементов.
Практическая работа: задание « Придумать и зарисовать герб своей семьи»
Тема 7. Особенности растительного мира. Зеленая аптека.
Теория: Особенности растительности степей; способы их приспособления к климату. Зелёная аптека - лекарственные растения: пустырник, кровохлебка, подорожник, чабрец, произрастающие в нашей области.
Практика: Чтение и обсуждение сказки Н.А. Рыжовой «Травинка – путешественница».
Тема 8. Особенности животного мира.
Теория: Особенности животного мира края, природные взаимосвязи и взаимозависимость животного мира, растительности, климата.
Практика: Сочинение экосказки «Приключения Умки в Оренбургской степи».
Тема 9. Жемчужина степного края – Бузулукский бор.
Теория: Бузулукский бор – естественный памятником природы, отнесенным к охраняемым объектам. Особенности флоры и фауны бора. Бор – школа отечественного лесоводства и проведения научных исследований. Природоохранные мероприятия и хозяйственное использование бора.
Практика: Рисование на тему «Обитатели бора».
Тема 10. Охрана природы и культура природопользования. «Красная» книга Оренбуржья.
Теория: Особенности природы Оренбургской области – повод для создания природоохранных территорий – заказников в разных районах. Режим использования природных ресурсов в них. Экологические проблемы региона. Красная книга Оренбуржья.
Практика: Чтение и обсуждение рассказа Н.А.Рыжовой «Как люди речку обидели».

Раздел 4. Оренбургское казачество.

Тема 1. Зарождение Оренбургского и Яицкого казачества.
Теория: Возникновение нерегулярных казачьих воинских соединений. Форштадт – первое казачье предместье Оренбурга. Состав казачьего войска. Заповеди казаков; казачий фольклор: пословицы, поговорки, песни. Имена казачьих атаманов на карте Оренбуржья (Могутово, Платовка).
Практика: Разучивание пословиц и поговорок.
Тема 2. Особенности семейного воспитания и казачьей службы.
«Вольности» и «повинности» казаков.
Теория: Основы воспитания в семье казаков; особенности воспитания мальчика и девочки. Религия в жизни казака. Внешние атрибуты казака – форма, оружие, конь. «Повинности» казака – всегда быть готовым выступить на защиту рубежей Отечества; «вольности» казака – освобождение от регулярной армейской службы, подчинение только казачьим начальникам, льготы при оплате за землю.
Практика: Казачий фольклор - пословицы о казаках, их быте, службе.
Тема 3. Участие казаков в битве при Бородино.
Теория: Бородинское сражение – одно из главнейших сражений в войне с французами 1812 года. Оренбургский край – место ссылки пленных французов.
Практическое задание: Рисунок на тему «Война 1812г.»
Тема 4. Возрождение казачества в современных условиях.
Теория: Ценность уклада жизни в казачьих семьях (духовность, традиции семейного воспитания) и актуальность их в современных условиях. Функции современных казаков. Памятники казакам в Оренбурге.
Практика: Викторина «Оренбургские казаки».

Раздел 5. Многонациональное Оренбуржье.

Тема 1. Исторические причины многонациональности Оренбургского края. Современный национальный состав области.
Теория: Основные причины многонациональности края. Сохранение многонациональности края до нашего времени, количественные данные последней переписи.
Практика: Работа с картой Оренбургской области.
Тема 2. Особенности заселения земель. Административные изменения статуса Оренбурга и области.
Теория: Этапы заселения крепостей по пограничной линии, возникновение поселений по поймам рек. Смена статуса города в разные годы. Рост населения и развитие промышленности.
Практика: Работа с картой области и прилегающих регионов.
Тема 3. Особенности культуры народов разных национальностей.
Теория: Русский язык - язык межнационального общения в стране и области. Основные религии нашего края. Традиции праздников, национальные блюда разных народов, населяющих область.
Практика: проекты «Национальный костюм», «Национальноая кухня».
Тема 4. Игры народов нашего края.
Теория: Игра детей - одно из проявлений национальных и культурных традиций.
Практика: Игры народов нашей области: «Молчанка» русская народная игра; «Юрта» башкирская; «Займи место» татарская и др.
Тема 5. Своеобразие и интеграция культур, населяющих край народов.
Теория: Понятие «этнографическая» память.
Практика: Нарисовать национальный костюм своего народа.
Тема 6. Символы области - герб, его элементы и значение; флаг, гимн.
Теория: Культурно-исторические и природные символы России и Оренбуржья.
Практика: Знакомство с коллекцией монет с гербами регионов России.
Тема 7. Национальные и духовные центры народов разных национальностей в Оренбурге.
Теория: Оренбуржье – территорией добрососедства и дружбы народов разных национальностей. Культурный комплекс «Национальные деревни»; религиозные комплексы православия, мусульманства, католичества в Оренбурге.
Практика: Экскурсия в комплекс «Национальные деревни».

Раздел 6. История семьи в истории Оренбуржья.

Тема 1. Моя малая родина и малая родина членов моей семьи.
Теория: Понятие «малая» родина и Родина как страна, гражданином которой мы являемся. Малая родина членов семьи, что мы знаем об этом месте, есть ли там сейчас родственники. Земляки. Родственные связи.
Практическая работа: Проект «История моей семьи».
Тема 2. История моей семьи. Моя фамилия.
Теория: Понятия «род, родня, родители, родственники, родина». Откуда приехали и каковы корни семьи. Происхождение фамилий.
Практика: проект «Происхождении моей фамилии».
Тема 3. Места проживания родственников. Карта моей семьи.
Теория: Малая родина ближайших родственников и членов их семьи: достопримечательности населенных пунктов и особенности природы. Родственники на территории России и ближнего зарубежья.
Практическая работа: Отметить на карте населенные пункты, где проживают родственники.
Тема 4. Национальный состав моей семьи.
Теория: Понятие « национальный состав семьи», моя национальность и национальности родственников: особенности внешности, языка, религии и др.; Национальная толерантность.
Практика: Игра «Привет».
Тема 5. Мое родословное древо. Особенности его составления.
Теория: Родословное древо: корни – предки, ствол – родители, ветви – дети. Родственные связи и названия степени родства.
Практика: Составление семейного древа.
Тема 6. Гордость и реликвии моей семьи.
Теория: Понятие «реликвия», ценности и гордость семьи. Гордость семьи – люди и их дела, поступки.
Практика: Знакомство с семейными реликвиями, рассказ о гордости своей семьи.
Тема 7. Любимые праздники в моей семье.
Теория: Особенности празднования праздников в твоей семье. Практика: Игра по выбору детей или конкурс национальных блюд.

Раздел 7. Достопримечательности нашего города.

Тема 1. Исторический центр города: старые и современные названия улиц; предместья.
Теория: Оренбург - город-крепость; особенности застройки города и как крепости, и как административного центра; уникальность старинной застройки в современной планировке города. Связь названия улиц с их использованием; современные названия старых улиц. Предместья или слободки: Форштадт, Голубиная слобода, Аренда.
Практика: Викторина «Назови современное название улицы».
Тема 2. Культурно-исторические памятники.
Теория: Культурно-исторические памятники: Караван – сарай, Хусаиния, Беловка, Меновой двор. Меценаты старого Оренбурга.
Развитие экономики и торговые связи с государствами Азии. Купечество. Купцы Хусаиновы (строительство комплекса мечетей и медресе, благотворительность, просвещение бедных); купец Белов (строительство пристани и моста через Урал); Караван-сарай и Меновой двор - места для отдыха, обмена и торговли прибывших караванов с товаром.
Практика: Фото викторина «Я знаю город».
Тема 3. Памятники и места отдыха Оренбурга.
Теория: Рекреационные возможностями города (скверы парки, бульвары, Зауральная роща, озеленение дворов и улиц); памятники и памятные знаки. Кто достоин установки памятных знаков.
Практическое задание: Отметить на схеме своего района известные памятники и любимые места отдыха.
Тема 4. Оренбург – город противоречий, город – «ошибка».
Теория: Активизация и закрепление знаний об истории основания города; его положении на стыке Европы и Азии; В.П.Чкалов - прославленный летчик, чье имя город носил более 20 лет.
Практика: Рисунок «Любимое место города».
Тема 5. Оренбургские музеи. Музейное дело.
Теория: Музеи города (Краеведческий, Исторический им. А.С.Пушкина, Изобразительных искусств); их значением в жизни города и людей; профессии работников музеев (экскурсовод, архивариус, ученый, археолог и др.)
Практика: Экскурсия в музей..
Тема 6. Оренбург театральный.
Теория: Оренбург - театральный; виды театров, театры нашего города. Театральные профессии. Правила поведения при посещении театров.
Практика: Мини-инсценировки «Мы в театре».
Тема 7. Оренбург просвещенный.
Теория: Оренбург - город образования и науки; виды образовательных учреждений, каких специалистов там готовят; что необходимо делать, чтобы стать профессионалом в своем деле.
Практика: Загадки о профессиях и орудиях труда.
Тема 8. Современный облик города.
Теория: Различие облика исторической части города и современных микрорайонов; какие районы нравятся больше и почему; что нужно делать, чтобы сохранить историческое и архитектурное лицо города.
Практика: Составить проект дворовой игровой площадки (работа в парах).
Тема 9. Любимый уголок города.
Теория: Территориальное и административное устройство города. Места отдыха горожан;
Практика: Составить план своего двора и маршрут до школы.
Тема 10. Я знаю и люблю свой город.
Практическое итоговое занятие – викторина по теме.
Домашнее задание: мини-сочинение «Мой рассказ о городе зарубежному туристу»

Раздел 8. Гордость Оренбуржья – его люди и их дела.

Тема 1. Они посещали наш город: А.С. Пушкин, В.И. Даль, Т.Г. Шевченко, Ю.А. Гагарин, М.Л. Растропович, В.С. Высоцкий.
Теория: Выдающиеся люди, посещавшие и проживавшие в нашем городе в разное время; их вклад в историю страны.
Практика: Слушание фрагментов произведений А.С. Пушкина, В.С. Высоцкого, музыки в исполнении М.Л. Растроповича (по выбору).
Тема 2. Славные сыны и дочери Оренбуржья в годы ВОвойны. Училище героев; М.М. Джалилов (Джалиль). Имена героев в названиях улиц.
Теория: Героическое военное прошлое Оренбуржья: летное училище - училище Героев (10процентов от всех), Муса Джалиль - выпускник Хусаинии, поэт, Герой Советского Союза; Римма Шершнева – предвосхитила подвиг А.Матросова. Память о героях сохранена в памятниках и названиях улиц города.
Практика: Игра-викторина «Назови улицу».
Тема 3. Герои живут рядом (ветераны микрорайона).
Теория: Ветераны микрорайона, их участие в ВО войне (Асанов С. Г., Васильев Б.М., Татьянин И.А.)
Практика: Встреча с ветераном ВОВ. Экскурсия к памятному знаку в честь Татьянина И.А., полного кавалера орденов солдатской Славы.
Тема 4. Оренбуржье и космос.
Теория: Причастность Оренбургского края к успехам в освоении космоса; шесть космонавтов связаны с Оренбуржьем.
Практика: Разгадывание космического кроссворда. Игра «Обратный отсчет».
Тема 5. «Из одного металла льют. Медаль за бой, медаль за труд».
Теория: Трудовые подвиги оренбуржцев в годы войны. Послевоенное восстановление разрушенного хозяйства, освоение целинных земель. Награды Оренбургской области.
Тема 6. Герои локальных конфликтов.
Теория: Понятие «локальный конфликт»; необходимость защиты интересов государства. Участие воинов-оренбуржцев в локальных конфликтах. Культура поведения в местах памяти.
Практика: Экскурсия к памятнику Героям локальных конфликтов.
Тема 7. Кто он «герой нашего времени».
Занятие - диспут: кого мы считаем героями и почему; возможно ли проявление героизма в мирное время в обычных условиях.
Тема 8. Музей школы №67.
Теория: знакомство с музейным делом, музейными понятиями (экспонат, экспозиция, экскурсовод); отношение к истории вообще и к истории семьи, родной школы.
Практика: экскурсия по музею, беседа с экскурсоводом.

Раздел 9. Традиции и культура народов Оренбуржья в календарных и народных праздниках.

Тема 1. Праздники и их значение в жизни человека.
Теория: Праздники, их разнообразие и значение в жизни людей группы праздников (государственные, семейные, религиозные, профессиональные, народные) и особенности их празднования у народов, населяющих область.
Практика: Конкурсы и задания для домашнего праздника.
Тема 2. Осенние праздники.
Теория: Происхождение народных праздников; их связь с природой и деятельностью человека в этот природный цикл. Осень – время свадеб и праздника урожая.
Практика: Осенние игры «Узнай на вкус» и «Чудесный мешочек».
Тема 3. Современные осенние праздники.
Теория: Новые осенние праздники (День народного единства, День матери, День пожилых людей), их историческая и социальная значимостью, традиции их празднования у народов нашего края.
Практика: Сувенир для мамы «Шкатулка» в технике оригами.
Тема 4. Зимний народный календарь.
Теория: Зимние народные и религиозные праздники (Новый год, Рождество, Крещение, «Святые» вечера),смешение православных и языческих обрядов в празднованиях. Особенности праздников у разных народов.
Практика: Новогодние игры и гадания.
Тема 5. Весенний календарь.
Теория: Весенние праздники (Масленица, Сабантуй, Вербное воскресенье); пословицы и поговорки, символы и традиции их празднования у разных народов.
Практика: Конкурс пословиц о Масленице или игры по выбору детей.
Тема 6. Всем праздникам праздник-Пасха.
Теория: Празднования Пасхи в многонациональном крае (много смешанных браков, и в семьях смешаны традиции разных народов и религий). Традиции детского праздника.
Практика: Роспись пасхального яйца или пасхальные игры «Золотые ворота», «Покатушки».

Раздел 10. «Мы - Оренбуржцы».

Тема 1. Проект «Мое Оренбуржье проект «моя малая родина» ь
Край любимый узнавать!».
Практическое итоговое занятие: защита проектов, подведение итогов работы за год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий