© Тишкова Алла Александровна. При использовании данных материалов ссылка на автора является обязательной!

четверг, 24 января 2019 г.

Формирование адекватных функционально-ролевых ожиданий психолога и учителя в ходе решения педагогических ситуаций


Аннотация. В статье предложен вариант формирования  адекватных функционально-ролевых ожиданий психолога и учителя как признака сложившегося профессионального взаимодействия. В качестве формы и средства  формирования используется  метод решения практических ситуаций.
Ключевые слова. «Профессиональное взаимодействие»,  «совместная деятельность»,  «компонентная структура совместной деятельности», «признаки со-деятельности», «функционально-ролевые ожидания», «согласованность действий».
Статья была опубликована в сборнике материалов XXIII преподавательской  научно-практической конференции «Интеллектуальный потенциал высшего педагогического образования», Оренбург, из-во ОГПУ, 2001 г.

Освоение учителем профессионально-деятельностных  норм во взаимодействии с психологом проходит несколько этапов. Первым из них является согласование  функционально-ролевых ожиданий относительно профессиональной деятельности (цели, функции, содержание) друг друга, так как успех совместной деятельности, определяемой общей целью, зависит от того, насколько ясно  участники деятельности представляют способности, намерения и обязанности друг друга (А.В. Петровский, 1979). В свою очередь, адекватные  функционально-ролевые ожидания учителя  по отношению к деятельности психолога обеспечивают  принятие целей совместной деятельности и  адекватное обозначение  области взаимодействия.
Анализ ожиданий, запросов учителей показал, что в большинстве своем они имеют искаженное (широкое/узкое  видение функций психолога или отождествляют  его деятельность с деятельностью методиста, психотерапевта и т.п.) представление о профессиональных функциях психолога. Чаще всего учителя ожидают о  психолога разрешения профессиональных проблем, напрямую связанных с содержанием их предметной деятельности, например, «сделайте так, чтобы он (учащийся) не нарушал дисциплину» или «как сделать так, чтобы учащиеся усвоили предметное содержание», «побеседуйте с учащимся о правилах поведения» и т.д. Содержательный анализ запросов учителей  показал, что наименее четкими являются представления о содержании (функциях, целях деятельности) психолога, методах,  формах и результатах его работы. 
В нашем исследовании средством формирования адекватных функционально-ролевых представлений учителя о деятельности психолога  выступило совместное решение  педагогических ситуаций. Причем, в практике  организации  группового обсуждения  конкретной педагогической ситуации использовались только  реальные ситуации из опыта учителей.
Решение педагогических ситуаций осуществлялось поэтапно с опорой на  алгоритм, предложенный Ю.Н. Кулюткиным и Г.С.Сухобской.  Аналитический этап предполагал анализ и оценку сложившейся ситуации, формирование  самой задачи (запроса), на конструктивном этапе планировались способы решения поставленной задачи, исполнительский этап включал непосредственную реализацию учителем совместно с психологом  действий, направленных на разрешение конкретных ситуаций. Обсуждение реальной педагогической ситуации  проходило по схеме работы балинтовской группы: определение заказчика, первоначальное  определение запроса, уточняющие вопросы к заказчику,  уточнение запроса заказчиком, ответ группы на запрос в  той форме, которая была определена заказчиком, обратная связь от заказчика группе и группы  заказчику.
В ходе обсуждения реальных ситуаций по заданной схеме происходило расширение  представлений учителя  о собственной профессиональной деятельности, дестабилизация профессиональных стереотипов и, тем самым, эмоциональная коррекция запрашивающего помощь. Кроме того, подобная форма  обсуждения конкретных ситуаций развивает рефлексивные способности педагогов, формирует навыки коллегиальной психологической поддержки участников группы, способствует  взаимному обогащению профессиональным опытом разрешения трудных педагогических задач.
С точки зрения формирования культуры взаимодействия, обсуждение  ситуации по заданной  схеме обеспечивает отработку навыка формулирования  адекватного запроса, группового планирования решения ситуации, разделения функций между учителем и психологом.
Обращение к конкретному случаю на каждом заседании методического объединения учителей в ходе проведения тренинга привело к тому, что учителя, рефлексируя ситуацию, стали успешнее обозначать область взаимодействия с психологом. Запрос стал звучать следующим образом: «От психолога мне нужна помощь в определении затруднений ребенка….» , «необходимо,  что бы психолог помог в разработке коррекционно-развивающих заданий…» и т.п.
Решение педагогических задач помогло, с одной стороны, «развести» функциональные обязанности психолога и учителя, с другой стороны, наметить области  взаимодействия и предполагаемый результат.  С нашей точки зрения, такое совместное разделение  действий и  определение области взаимодействия свидетельствуют о принятии целей собственной деятельности и деятельности психолога, адекватное  восприятие возможностей и ограничений в деятельности своей и психолога.
Диагностическим признаком, подтверждающим формирование  у учителя адекватных представлений о деятельности психолога, выступает общее изменение  качественных характеристик запроса, его адекватность  профессиональным задачам психолога.

Комментариев нет:

Отправить комментарий