© Тишкова Алла Александровна. При использовании данных материалов ссылка на автора является обязательной!

понедельник, 11 марта 2019 г.

Использование нарративного подхода в работе практического психолога

Аннотация. Предлагаемые материалы содержат план проведения семинара-практикума, презентацию по материалам книги Майкла Уайта «Карты нарративный практики»(2010 г.),Кутузовой Д.А. «Нарративный подход в работе психолога образования»( 2007г.), Копытина А.И. «Техники фототерапии»(2010г.), информационные материалы.
Семинар ориентирован на психологов сферы образования.


Цель семинара: развитие профессиональных компетенций в области консультативной работы с использованием нарративного подхода.
Задачи:
1. Расширение представлений о содержательных и процессуальных характеристиках нарративного подхода, его основных принципах и постулатах.
2. Развитие практических умений в области применения нарративного подхода в работе с клиентами.
Вопросы для обсуждения:
● Понятие, цели, задачи и основные принципы реализации нарративного подхода;
●Этапы нарративной практики и основные техники (экстернализация проблемы, деконструирование, техника построения уникальной жизненной перспективы);
●Формы использования нарративного подхода в работе с клиентами разных возрастных категорий и запросов на оказание практической помощи.
Порядок проведения:
●прояснение ожиданий участников семинара;
●информационный блок;
●групповая работа (отработка техник «экстернализация проблемы», «построение уникальной жизненной перспективы»);
●обратная связь.
Формы работы: мини-лекция, практикум, анализ консультативных запросов.

Этимология. Нарративный подход – одно из наиболее динамично развивающихся направлений в современной психотерапии и психологическом консультировании. Нарративный подход – это подход, позволяющий посредством озвучивания волнующей истории жизни человека, нахождения нарративной метафоры и пересочинения истории, осознать и уменьшить актуальность данной проблемы, найти способы ее решения.
Начало нарративной практике положила совместная работа австралийского психолога Майкла Уайта и новозеландца Дэвида Эпстона. С латинского «нарративный» (narratio, narratus) переводится как рассказ, повествование. А в основе этого подхода как раз лежит история, с помощью которой человек осмысляет свой жизненный опыт. Само понятие истории взято из литературы великим американским психологом и педагогом Джеромом Брунером. Он писал: «Мы организуем наш опыт и память в основном в форме нарративов - историй, мифов. Нарратив не просто отображает и имитирует жизнь, он ее конструирует». Как раз из его идей Майкл Уайт и взял мысль о том, что мы наш опыт образно осмысляем, организуем, передаем другим людям и озвучиваем в виде историй. Любые события в вашей жизни (и маленькие, и большие) складываются в определенную последовательность.
Основные понятия. Когда к нарративному практику приходит пациент, то он, как правило, рассказывает какую-то проблемную историю. С одной стороны наш психолог слушает повествование человека, а с другой — пытается найти в нем что-то, что в эту проблемную историю совсем не вписывается, что-то позитивное. Это «что-то», или по-другому «уникальный эпизод» нарративный практик начинает прорабатывать и развивать, но уже в новую, «альтернативную историю». Проблемные истории, которые повествует клиент, зачастую связаны с дискурсами - набор якобы само собой разумеющихся убеждений, лежащих в основе множества разговоров в определенном социальном контексте, - убеждений о том, что «нормально» или «принято». И это еще одно понятие, относящееся к нарративной практике.
Цель нарративной практики создание пространства для развития альтернативных историй, чтобы клиент почувствовал себя способным влиять на собственную жизнь.
Задачи и результаты нарративного подхода:
• улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;
• самоисследование участников группы (клиентов в индивидуальной терапии) с целью выявления психологических проблем («проблемных моментов жизни»);
• развитие навыков и внутренних механизмов совладания со сложными переживаниями, контейнирование и выражение сложных переживаний;
• переосмысление прошлого и ориентация на позитивное будущее, обретение смысла жизни на основе развития самосознания, роста самопринятия и самоуважения как основы стабилизации эмоционального состояния и поведенческих изменений;
• установление и развитие взаимосвязей с другими людьми; изучение способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с Другими;
• содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности.
Формы реализации. Этот подход также является предпочтительным в форме индивидуальной консультации при работе с подростками, родителями, педагогами, а также в форме тренинга с подростками.

Постулаты нарративного подхода:
• «Человек» – это гораздо шире, чем его проблема, поэтому успешность терапии определяется исследованием взаимоотношений человека с его проблемой;
• Главным экспертом своей жизни выступает сам клиент – он выбирает направление своей жизни, ценности, предпочтения, желания и др.;
• Задача терапевта состоит в создании условий для того, чтобы клиент мог самостоятельно осознать ограниченность влияния доминирующей проблемной истории и выявить исключения из неё. Терапевт может оказать поддержку клиенту при создании его альтернативной истории, которая поможет ему раскрыть его латентные ресурсы и воодушевит на принятие ответственности за собственные выборы в своей жизни.
Процесс работы в рамках нарративного подхода включает в себя следующие этапы:
• Этап экстернализации проблемы;
• Этап формулировки ключевых вопросов;
• Поиск уникальной перспективы и соконструирования альтернативных историй.

Нарративные практики считают, что проблемы — это НЕ внутренне присущие человеку качества. Вот здесь и кроется самое важное отличие нашего подхода от других, принятых в консультировании и психотерапии. Нарративный подход предлагает по-другому смотреть на проблему. Это называется экстернализацией — способом, когда воспринимают человека отдельно от его проблем. Экстернализация помогает клиенту ощутить свои возможности по изменению своего поведения и нахождению альтернатив. Проблема начинает восприниматься как то, на что он может повлиять, как нечто подвижное и изменчивое. Также экстренализация проблемы смягчает остроту ее переживания и обеспечивает и обеспечивает большие возможности для ее осмысления. Средством экстернализации могут выступать следующие методы: рисование проблемы, работа с метафорическими картами, сочинение стихотворений, рассказывание истории и т.д.,
Эктернализация проблемы происходит эффективно при использовании сопровождающих вопросов, которые подробно представлены в карте экстернализации проблемы.
Проблемные истории, которые повествует клиент, зачастую связаны с дискурсами - набор якобы само собой разумеющихся убеждений, лежащих в основе множества разговоров в определенном социальном контексте, - убеждений о том, что «нормально» или «принято». И для работы с дискурсами применима техника деконструирования проблемы, которая помогает клиенту осознать, что доминирующие в его сознании представления или убеждения (дискурсы) являются не более чем иллюзией и что можно смотреть на реальность по-разному. Освобождение клиента от таких истин (дискурсов) дает ему ощущение собственной силы.
Деконструирование помогает клиентам деконструировать непродуктивные истории и создать новые, продуктивные истории своей жизни. Существует также карта деконструкции, которая более подробно представлена в раздаточном материале.
Техника построения уникальной жизненной перспективы, цель которой перенос акцента с проблемной ситуации на выявление и осознание тех фактов в биографии клиента, которые противостоят проблемным аспектам его опыта.
Далее представлена примерная схема работы техники построения
уникальной жизненной перспективы.
Нарративный подход не противоречит остальным подходам, направлениям, он только получается свое распространение в работе современных психологов, и осведомленность о нарративном подходе и овладение некоторыми техниками, могут помочь в работе с некоторыми клиентами, а также расширить компетентность возможностей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий