© Тишкова Алла Александровна. При использовании данных материалов ссылка на автора является обязательной!

понедельник, 6 апреля 2020 г.

Содержание и структура плана научно-методической работы в организации дополнительного образования

Аннотация. Хороший план работы- залог ее успеха. В данном случае предлагается универсальный вариант плана научно-методической работы, независимо от типа учреждения, и варианты его практического наполнения.
Ключевые слова. Функции управления, перспективное планирование, содержательная и организационная структура плана, схема строения плана.

Предлагаемый вариант плана научно-методической работы структурирован по функциям управленческой деятельности (прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, регулирование, контроль, оценка и принятие решений), что придает его структуре универсальный характер. Универсальность структуры определяется выделением в рамках каждой управленческой функции перспективного содержания деятельности, конкретизируемого в текущих задачах и мероприятиях.
Общая схема плана научно-методической работы выглядит следующим образом:
1. Титульный лист с грифом утверждения директором учреждения.
2. Анализ работы научно-методической службы за предыдущий период (как правило, за учебный год) по основным направлениям деятельности (программно-методическое обеспечение, информационно-методическое обеспечение образовательной деятельности, организация внутреннего обучения педагогов, работа методических объединений и научно-методического совета, кадровые условия, инновационная работа в учреждении, оптимизация работы мониторинга развития образовательной среды, участие педагогов в конкурсном движении и т.п.). Анализ работы должен быть покреплен выводами о положительных тенденциях в деятельности научно-методической службы, ее дефицитах, из которых должны вытекать задачи на следующий год.
3. Методическая проблема и методическая тема на следующий учебный год. Например, методическая тема: Мониторинг качества образования и инновационной деятельности педагогов. Методическая проблема может быть связана с апробацией отдельных компонентов мониторинга, необходимостью уточнения оценочного инструментария.
4. Цель и задачи научно-методической работы на текущий период. Цель может носить перспективный характер и дублироваться по годам (например, «Развитие системы научно-методического сопровождения развития образовательной среды»), но задачи должны вытекать из анализа за предыдущий год и носить конкретный характер (например, модернизация программного обеспечения в соответствии с требованиями приказа Минпросвещения РФ №196 от 09.11.2018 г. Или: разработка программно-методической матрицы содержания и деятельности творческих коллективов и объединений учащихся в условиях перехода к нормативно-подушевой модели финансирования).
5. Непосредственно сам план работы с обязательным выделением сроков реализации каждого мероприятия и ответственного лица (Таблица 1).
Направление
деятельности
Цель и содержание
работы в рамках данного направления деятельности
Планируемое содержание деятельности Сроки Форма подведения итогов и уровень мероприятия Ответственное лицо
Мотивационно-целевая и планово- прогностическая
работа


Перспективные
задачи


Текущие задачи в рамках направления на год или месяц


Указание на конкретный месяц, дни выполнения задания


Справка
Отчет на НМС, совещание при
директоре, предоставление в выше стоящие органы


Заместитель
директора по научно-методической работе, рук. методического отдела,
методисты
Контрольно-аналитическая
Организационно-исполнительская
работа
Координационно-регулятивная Лупа Секундомер Исследование Вопросы
6.Приложение
Приложение 1.План работы научно-методического совета.
Приложение 2. Планы работы МО педагогов.
Приложение 3. Планы работы разноуровневых семинаров.
Приложение 4. План внутренней экспертизы дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ.
Приложение 5. Иные планы (по усмотрению заместителя директора
по научно-методической работе)

Вариант плана работы заместителя директора по научно-методической работе
(печатается в сокращении)


деятельности
Цель и содержание
работы в рамках данного направления деятельности
Планируемое содержание деятельности
Сроки
Форма подведения итогов и уровень мероприятия
Ответственное лицо
Мотивационно-целевая и планово- прогностическая
работа
1.Разработка, корректировка концепции развития образовательной среды на уровне Программы развития учреждения/Дорожной карты, программы деятельности учреждения, образовательной программы. 1.Анализ этапов реализации программы развития Учреждения и эффективности мероприятий по реализации Дорожной карты (в части методической работы) и иных нормативных документов учреждения Ноябрь-декабрь Отчет на НМС ЗД по НМР,
2.Планирование инновационных изменений в содержании образовательного процесса и научно-методического сопровождения в соответствии с основными направлениями развития Учреждения 1.Разработка плана работы НМС, контроля за эффективностью ее реализации
2. Определение цели, приоритетных направлений и содержания деятельности Учреждения.
3. План работы НМС.
4. Планы работы МО.
5. Планы работы ГМО.
6. Определение приоритетных направлений внедрения инновационных форм и методов работы в практику деятельности педагогов МО.
Сент. Утверждение НМСоветом, директором ЗД по НМР,
руководители МО
3.Определение содержания, форм и методов развития профессиональной компетентности педагогов Примеры:
1. Разработка/
корректировка содержания семинара «Технология разработки и реализации ДООП».
2. Разработка или корректировка содержания семинара «Технология самообобщения и самоописания педагогического опыта»
Август-
сентябрь
Утверждение на НМС ЗД по НМР, методисты-кураторы целевых семинаров
4.Определение основных направлений психолого-педагогических исследований; Примеры:
1. Подбор и разработка диагностического инструментария (оценочных материалов) для ДООП, соответствующих новым требованиям
2. Диагностика сформированности УУД
3. Изучение удовлетворенности родителей и учащихся образовательными услугами Учреждения.
4. Реализация компонентов мониторинга профессиональной компетентности .
В теч. года
В течение года
В течение года
в теч. г.
Утверждение на НМС, текущий контроль
Утверждение на НМС
ЗД по НМР, педагог-психолог
5.Текущее планирование деятельности 1. Планирование работы на год,
месяц.
Сент. ,
В теч. г.
ЗД по НМР
Контрольно-аналитическая деятельность 1. Анализ эффективности развития образовательной среды Учреждения. Примеры:
1.Анализ качества образования
2.Анализ эффективности воспитательной системы
3.Анализ эффективности мониторинга профессиональной компетентности
4.Анализ программно-методического обеспечения образовательной деятельности (все отделы).
5. Анализ результатов независимой оценки качества образования.
ноябрь
март
апрель
ноябрь
февраль
сентябрь, декабрь
Отчет на педсовете
Отчет на НМС
Отчет на НМС
ЗД по НМР, рук. МО
ЗД по НМР
2. Анализ результатов обученности, развитости, воспитанности учащихся и их достижений. 1.Анализ результатов по отделам
2. Анализ базы диагностического инструментария для оценки качества образования.
ноябрь
апрель
Отчет на НМС,
педсовете (ноябрь).
ЗД по НМР, рук. МО
3.Анализ научно-методической и
инновационной деятельности педагогов.
1. Анализ методической активности педагогов.
2. Анализ инновационной деятельности педагогов (все отделы).
3. Подготовка портфолио достижений
Апрель- май В течение года, итоги: апрель Отчет на НМС
Отчет на МО, НМС, педсовете
ЗД по НМР,
рук. МО
ЗД по НМР,
рук. МО
4.Анализ эффективности комплексных нововведений в образовательной среде;
5. Анализ итогов реализации задач программы развития
Анализ реализации задач программы развития и мероприятий Дорожной карты Ноябрь апрель,. Отчет на педсовете,
отчет о работе за год на НМС
ЗД по НМР,
6.Анализ эффективности научно-методического сопровождения образовательного процесса. 1.Контроль за подготовкой материалов по портфолио.
2.Контроль за подготовкой материалов по самоанализу и самообобщению педагогического опыта.
3.Контроль и анализ работы методистов по организации самообразовательной деятельности педагогов.
4. Анализ эффективности работы целевых семинаров.
В теч. г.
сентябрь
Апрель
Февраль
апрель
Справка, отчет на НМС
Справка, отчет на НМС
ЗД по НМР
Зав. Метод. Отделом
методисты
ЗД по НМР,
зав. ОМСОП, методисты
7.Анализ результативности работы методической и
психологической служб.
1. Проверка планов работы методистов, педагогов-психологов
2. Проверка отчетной документации.
3. Проверка методической оснащенности психологического и методического кабинетов.
4. Анализ динамики информатизации образовательных услуг.
сент. -
май
в теч. года.
февраль
Отчет на НМС ЗД по НМР, методист отдела
Библиотекарь,
Зав. информационной секцией
8.Анализ эффективности мониторинговых систем качества образования. 1. Анализ эффективности диагностических карт в течение года
март
Отчет на НМС
МО педагогов
ЗД по НМР, методисты, педагоги-психологи
9.Подготовка аналитических материалов. 1.По запросу вышестоящих организаций.
2. Подготовка документов для участия в конкурсах
В теч. г. ЗД по НМР
10.Проведение плановых проверок. 1. Контроль реализации работы по самообразованию в МО.
2. Контроль работы МО.
3. Экспертиза ДООП
Октябрь январь Справка
Справка
Экспертные листы
Отчет на НМС
ЗД по НМР,
методисты
11.Посещение занятий педагогов 1.Посещение занятий педагогов-участников конкурса
2. Посещение занятий аттестующихся педагогов согласно списку
в течение года ЗД по НМР
Организационно-исполнительская
работа
1. Планирование, участие и организация деятельности педагогического совета Темы педсоветов
Например,
Научно-методическая служба как фактор развития инновационной образовательной среды.
сент.
ноябрь
январь-февраль
апрель
ЗД по НМР
2. Организация деятельности НМС Темы заседаний НМС
Например,
Результаты и перспективные задачи развития профессиональной и инновационной компетентности педагогов
сент.
ноябрь
январь
апрель
ЗД по НМР
3. Организация обучающих семинаров. Подготовка и контроль за реализацией целевых семинаров. в теч. г.
в теч. г.
ЗД по НМР, методисты
4. Внедрение, апробация и коррекция мониторинговых систем 1.Апробация оценочных материалов к ДООП.
2. Изучение уровня удовлетворенности родителей образовательными услугами.
3……………………..
январь-
апрель
В теч.г.
справка ЗД по НМР, педагог -психолог
5. Организация исследовательской работы. Планирование исслед. деятельности в отделе…. Январь План-схема ЗД по НМР
6. Организация издательской деятельности, подготовка публикаций Подготовка 2-х публикаций, освещающих деятельность Учреждения, в изданиях городского и всероссийского уровня. В теч.г.
В теч.г.
Отчет на НМС ЗД по НМР
7. Разработка научно-методической документации
(организация методического сопровождения процесса аттестации пед.кадров, профессиональной деятельности педагогов и т.д.).
1. Подготовка материалов к семинару «Методический кейс педагога»,
2. Рекомендации по написанию ДООП
в теч. года Отчет и утверждение на НМС ЗД по НМР,
Зав. ОМСОП,
методисты
8. Организация работы МО. 1.Посещение заседаний МО педагогов
2. Выступление по темам заседаний
по плану заседаний Эксп. лист ЗД по НМР, методисты
9. Организация научно-практических конференций, методических выставок, дней МО, конкурсов профессионального мастерства и т.п. 1.Участие в городском и областном конкурсе ……. педагогов дополнительного образования.
2. Организация и проведение конкурса методической продукции педагогов
Январь,
март
Апрель-май
ЗД по НМР, методисты
10. Консультирование по запросу. 1. Рук. МО.
2. Педагоги
понедельник
среда
ЗД по НМР, методисты
Координационно-регулятивная 1. Координация деятельности МО, НМС 1. Совещание в отделе
2. Подготовка приказов о работе целевых семинаров, контроле за работой по темам самообразования, проведении экспертных занятий.
3. Размещение информации о результатах научно-методической работы педагогов на сайте учреждения
понедельник, вторник ЗД по НМР
ЗД по НМР
Методисты
Руководители МО
2. Экспертиза научно-методической документации. 1.Экспертиза ДООП отделов ……..
2. Экспертиза (локальная) структурных компонентов ДООП по запросу и графику контроля.
в теч. г.
февраль
Отчет на НМС ЗД по НМР
ЗД по НМР,
Рук. МО

Комментариев нет:

Отправить комментарий