© Тишкова Алла Александровна. При использовании данных материалов ссылка на автора является обязательной!

четверг, 25 июня 2015 г.

Профессиональный тренинг как форма оптимизации развития психологической готовности учителя к профессиональному взаимодействию с психологом

Аннотация. В статье содержится краткое описание содержания тренинга развития психологической готовности  учителя к взаимодействию с психологом. В качестве  формы и метода работы предложен профессиональный тренинг.

Психологическая готовность учителя к профессиональному взаимодействию с психологом включает в себя мотивационную установку на взаимодействие, принятие целей собственно профессиональной деятельности и деятельности психолога (согласованные функционально-ролевые ожидания), знания о сущностных характеристиках взаимодействия и освоенные профессионально деятельностные нормы взаимодействия: обмен профессиональными целями, рефлексивно содержательный анализ совместной деятельности,  координацию действий, контроль и совместное планирование.
Развитие психологической готовности учителя к профессиональному взаимодействию с психологом подразумевает  формирование мотивационной установки на взаимодействие, представлений о сущностных характеристиках взаимодействия и освоение профессионально деятельностных основ взаимодействия.
Наиболее эффективным средством для формирования профессиональной деятельности, следовательно и взаимодействия, понимаемого как совместная деятельность, признается метод психологической помощи, реализуемый через малую группу. Данный метод в настоящее время представлен многообразием конкретных методических подходов, опирающихся на различные теоретические ориентации. Среди огромного количества модификаций конкретных форм тренинга в качестве основной обучающей модели нами был выбран профессиональный тренинг.
Профессионально ориентированный тренинг направлен на освоение модели профессиональной деятельности (Katzell, Guzz,1983, Г.С.Никифоров, С.И.Макшанов,1993). Усвоение человеком специфических профессиональных знаний, навыков, умений в ходе профессионального тренинга идет через интериоризацию особенностей профессиональной среды, объектов и особенностей взаимодействия с ними профессионала. В результате профессионального тренинга специалист осознает профессиональную среду, себя в ней и овладевает способами воздействия на нее для достижения целей профессиональной деятельности (С.И.Макшанов,1993). В содержательном плане профессиональный тренинг представляет собой алгоритмизированную совокупность функционального, перцептивного, интеллектуального тренинга, тренинга специальных умений и т.д., что позволяет в рамках предлагаемой формы работы  реализовать широкий спектр воздействий на участников тренинга.
В содержание профессионального тренинга, направленного на оптимизацию развития психологической готовности учителя к профессиональному взаимодействию с психологом, включено формирование характеристик основных функциональных блоков психологической системы деятельности и взаимодействия. Применительно  к проблеме развития психологической готовности учителя к профессиональному взаимодействию с психологом данное содержание тренинговой работы будет выглядеть следующим образом:
1.Изучение и коррекция мотивов профессиональной деятельности и взаимодействия. В данном случае речь идет о формировании структуры профессиональных мотивов и их осознании. В результате этого процесса устанавливается личностный смысл деятельности (по А.Н.Леонтьеву) и взаимодействия;
2. Формирование целей профессиональной деятельности педагогов   и взаимодействия с психологом. На этом этапе происходит согласование функционально-ролевых ожиданий педагога по отношению к профессиональной деятельности психолога, формирование образа цели совместной деятельности и ее результата;
3.Формирование представлений о компонентном составе совместной деятельности. Анализ проблемных ситуаций, выбор адекватных средств ее решения подводят к необходимости планирования совместной деятельности и контроля за ее реализацией. Освоение профессионально деятельностных норм взаимодействия идет в ходе группового планирования и решения педагогических ситуаций;  
4.Усвоение информационной основы взаимодействия. В качестве информационной основы, позволяющей планировать совместную деятельность выступает информация о качественных и количественных характеристиках процесса обучения  и развития учащихся;
5.Формирование блока принятия решений. Основным средством выступает решение педагогических задач в ходе группового обсуждения. Мотивация на данном этапе проявляется через процессы принятия решений, через выбор критериев достижения цели. Критерием сформированности умений принимать решения в совместной деятельности выступает умение классифицировать информацию как необходимую , так и достаточную для реализации совместной деятельности;
6.Формирование подсистем профессионально важных качеств (ПВК) включает в себя формирование потенциала взаимодействия.
В реальном процессе тренинговой работы все эти этапы взаимосвязаны.
Результативность данной формы работы может быть оценена  по 4-м  критериям оценки степени освоения предложенной модели СПТ (Х.Миккин, М.Мейгас,1986):когнитивный (освоение модели взаимодействия); рефлексивный (осмысление применения  и результатов модели взаимодействия); эмоциональный (положительное отношение к модели взаимодействия); поведенческий (адекватное применение усвоенной модели взаимодействия в процессе СПТ и в практике деятельности).


Комментариев нет:

Отправить комментарий